муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа-интернат  № 39»

 

Творческая группа учителей- дефектологов

Требования, предъявляемые к уровню образования в коррекционной школе высоки, а возможности учащихся различны, в первую очередь, из-за сложности контингента в школе слепых и слабовидящих детей.

Переход на новое содержание образования, работа по новым программам и учебникам ставят перед школой сложные задачи. А так как дети с тяжелой патологией  зрения также обучаются по программам общеобразовательных школ, данные задачи встают с наибольшей долей трудностей.

Научными исследованиями (М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина и др.) и многолетней практикой работы нашей школы установлено, что при нарушениях зрения  возникают вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей.

В связи с этим школа решает не только образовательные и воспитательные задачи, но и восполняет недостатки развития детей с нарушениями зрения, исправляет у них  вторичные отклонения, т.е. решает коррекционные задачи.

Творческая группа учителей - дефектологов была создана в 2002 году.

Она является структурным подразделением методической службы школы.

Основная задача творческой группы – создание единого коррекционно-образовательного пространства, а также разработка  оптимальных подходов к содержанию и формам коррекционно-развивающей работы.

В 2005 году творческая группа вошла в состав научно-методического Совета школы.

В школе-интернате многоуровневая система коррекционно-развивающей работы, которая включает в себя:

 

I. Комплексную диагностику и консультирование.

 

  1. Вновь поступающие в школу дети проходят ПМПК, которая определяет состояние здоровья детей, выявляет уровень физического, психического, личностного и социального развития детей, грамотно определяет и квалифицирует причинные взаимосвязи между первичными и вторичными нарушениями, даёт рекомендации специалистам школы по коррекцинно-развивающей работе с детьми с учётом психологических и личностных особенностей каждого из них.

  2. В школе постоянно действует консилиум, который является основной формой профессионального сотрудничества в вопросах принятия квалифицированных решений, связанных с оказанием практической помощи каждому обучающемуся, обеспечивая медико-психолого-педагогическое сопровождение на протяжение всех лет обучения.

II. Медицинское направление.

 

В школе имеются оснащённые современным оборудованием кабинеты офтальмолога, врача-педиатра.

Медицинские работники совместно с администрацией коррекционного учреждения:

  • отвечают за охрану здоровья обучающихся, воспитанников и укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий;

  • контролируют соблюдение санитарно-гигиенического режима; организацию физического воспитания и закаливания, питания, в том числе диетического;

  • направляют свою работу на максимальную комплексную коррекцию отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

  • проводят медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж и психотерапию;

  • ведут просветительскую работу среди обучающихся, воспитанников, их родителей, учителей и воспитателей.

 

III. Психологическое направление.

 

Занятия проводит педагог-психолог первой квалификационной категории – Желтышева Т.В. 

 

Основная цель деятельности: определение на основе диагностики общего уровня психического и личностного развития детей, определение степени недоразвития или нарушений развития.

 

Задачами  деятельности являются:

  • создание психолого-педагогических условий, способствующих сохранению психологического здоровья и развития ребёнка на всех этапах детства в ситуациях школьного взаимодействия

  • выявление личностных особенностей обучающихся

  • разработка комплекса мер психологической поддержки

  • проведение коррекционной работы по развитию познавательных процессов на основе сохранных анализаторов 

  • осуществление психологического консультирования педагогов и родителей по вопросам психологического развития детей

  • проведение профилактической работы с детьми девиантного поведения

IV. Социально-педагогическое направление.

 

Михайлис И. Н. - социальный педагог первой квалификационной категории.

 

Основная цель деятельности: реализация комплексной программы развития детей, поддержки и помощи им во внеучебное время.

Задачи деятельности:

  • профилактика и преодоление конфликтных взаимоотношений в семье и дворовых детских группах;

  • профилактика и препятствие воздействию на детей со стороны лиц криминальной направленности;

  • профилактика возникновения и развития нездоровых интересов и увлечений детей;

  • содействие в создании для детей эмоционально-благоприятной окружающей обстановки;

  • просветительская работа с родителями, вовлечение родителей к работе среди детей и подростков во внешкольное время.

 

V. Коррекционно-педагогическое направление.

 

Основная цель деятельности – обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений развития детей.

 

Направленность коррекционной работы следующая:

 

 1 Развитие зрительного восприятия

Занятия проводит тифлопедагог высшей квалификационной категории - Сенина Н.П.

Задачи деятельности:

  • расширение и коррекция предметных представлений  и способов обследования предметов

  • формирование системы сенсорных эталонов

  • развитие способности ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений 

 2 Развитие речи

Занятия проводит учитель-логопед первой квалификационной категории - Комарова И.Е.

Задачи деятельности:

  • формирование лексики и грамматического строя речи

  • коррекция звукопроизношения

  • коррекция процессов чтения и письма

  • развитие связной речи

 3 Развитие осязания и тонкой моторики кисти и пальцев рук

Занятия проводит учитель-дефектолог высшей квалификационной категории - Беседина И.А.

Задачи деятельности:

  • формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира

  • развитие функциональных возможностей кисти и пальцев рук

  • обучение приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов

 4 Ориентировка в пространстве

Занятия проводит тифлопедагог высшей квалификационной категории Вавилов Ю.Н.

Задачи деятельности:

  • формирование навыков ориентировки в большом и малом пространстве

  • обучение способам защиты от ушибов при столкновении с препятствиями, правилам обследования незнакомого помещения, и нахождения упавших предметов

  • обучение технике ходьбы с тростью, спуска и подъёма по лестнице, перехода улиц и дорог, правилам ходьбы с сопровождающим

 5 Развитие мимики и пантомимики

Занятия проводит заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории - Петрова Г.Г.

Задачи деятельности:

  • формирование, углубление, закрепление знаний и навыков неречевых средств общения

  • обучение механизму произвольного восприятия и воспроизведения интонации, мимики и жеста

  • обучение пониманию эмоционального состояния человека по внешним неречевым проявлениям

 6 Социально-бытовая ориентировка

Занятия проводит учитель трудового обучения и СБО высшей квалификационной категории - Абушаева Т.П.

Задачи деятельности:

  • совершенствование навыков ориентировки в учреждениях культурно-бытового назначения и различных видах транспорта

  • элементарная реабилитация (ведение домашнего хозяйства,без зрительного контроля, умение пользоваться бытовой техникой)

  • профессиональное самоопределение

 7 Лечебная физкультура

Занятия проводит учитель ЛФК первой квалификационной категории Злобина Е. П..

Задачи деятельности:

  • физическое развитие детей

  • общее оздоровление, активизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мышечно-связочного апарата

  • формирование двигательных умений и навыков

 Приведённые выше подходы к организации коррекционно-восстановительной работы в условиях школы–интерната для детей с нарушением зрения позволили нам стать информационным центром для родителей, имеющих детей с патологией зрения, педагогов специальных дошкольных образовательных учреждений и групп, учителей общеобразовательных школ.

 

В рамках этой деятельности реализованы следующие направления работы:

  • Организована консалтинговая служба для родителей незрячих детей города и области 

  • Изданы книги «Помоги своему ребенку» и «Подготовка незрячего дошкольника к обучению в школе»

  • Опубликованы статьи педагогов и обучающихся в журналах «Дефектология», «Сибирский учитель», «Воспитание и дополнительное образование», «Школьный вестник»

  • Дефектологами школы разработана карта психолого-педагогического сопровождения с целью составления троектории развития каждого ребенка.

  • Введен портфолио как новая форма контроля и оценки достижений обучающихся, а также оценки качества труда педагогов.

 

Дата последнего обновления страницы 14.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»